Нет ничего изменчивее, чем пространство истории, интерпретируемое в разные эпохи, в разных ракурсах и разными персоналиями. Факты, казалось воспринимаемые всю жизнь незыблемыми, рушатся как фантомы, под новыми аргументациями и гипотезами.
Если бы могила Чингизхана не была столь фантастически упрятана, что почти 800 лет ее так и не смогли
обнаружить, сколько бы плевков и проклятий историков она вынесла! В советской историографии , опирающейся на Карла Маркса и в определенной степени на Гегеля, татаро-монгольское иго обрело каноническую устойчивость утвержденного термина, наделенного смыслом величайшего бедствия для человечества. Позиции первых евразийцев П.Савицкого, П.Трубецкого, таких серьезных ученых, как Г. Вернадский, Г. Грумм-Гржимайло, рассматривающих эту эпоху как особое историческое явление, официальной советской наукой не учитывались и не принимались. Их мнение было поддержано и развито пожалуй только основателем советского востоковедения В. Бартольдом, а евразиец Л. Гумилев с его даром онтологически осмысливать процессы и явления вывел этот период на иной уровень восприятия, требующий новых исследований. В. Бартольд, как беспристрастный ученый-фундаменталист, впервые говорит, что главное дело Чингизхана – объединение разрозненных кочевых племен в бескрайних просторах Востока и Запада и придание им государственности на основе единого правового поля. Л. Гумилев и вовсе называет Чингизхана пассионарием, изменившим мир. В последнее время некоторые ученые пишут, что жестокость татаро-монгольского ига не идет ни в какое сравнение со зверствами конкистадоров, нацистов, или тем, что творится на полях современных войн в Сирии, Афганистане, Ираке.
750-летие Золотой орды – повод взглянуть на уроки истории и задать вопрос, чему мы научились за это время и научились ли вообще тому, чему учит нас история. Золотая Орда, как средневековое государство кочевников, это, скорее всего, кульминационное явление процесса объединения постепенно тюркозирующихся кочевых племен, куда первоначально входили и монголы и многие другие племенные этносы, живущие столетиями разрозненно в огромном пространстве Великой степи. Просуществовав сравнительно недолго, средневековое государство кочевников после ухода из жизни своих основателей и их последователей постепенно растворилось в последующих исторических временах. Его главная цель – создание общемировой империи – переформатировалась в идеях Евразийства, остающимися актуальными и сегодня, более того, осуществляемые практически. Их можно рассматривать и как часть всеобщих процессов глобализации и как альтернативу распадывающемуся миру, укрепляющей интеграцию объективно необходимых тенденций для дальнейшего устойчивого развития.
В 2020 году Казахстан как прямой наследник Золотой орды отмечает ее 750-летие. Поэтому вопрос наследия этого периода вновь подвергается обсуждению. И, конечно, без внимания к личности Чигизхана здесь не обойтись. Оставляя в стороне его имперские замашки и мистическую приверженность особого предназначения «потрясателя Вселенной», объединяющего мир, важно подчеркнуть его роль как устроителя государственности в среде разноплеменных кочевников, обитавших в евразийских степях. При провозглашении его правителем на всеобщем курултае ( съезде кочевников для решения важных вопросов) впервые был принят свод законов, регулирующих систему разносторонних взаимоотношений в кочевом обществе – Великая Яса, которая стала основой его перехода от феодально-племенных монголо-татарских(тюркских) отдельных конгломераций к государственности, определяющей ее целостность. Яса охватывала разные стороны быта, и следование ей являлось неукоснительным. Нарушения строго карались. Положения этого правового свода были чрезвычайно актуальны для кочевого средневековья. Но знакомившись с ними сейчас, в 21 веке невольно задумываешься, каким было бы современное общество, если бы эта неукоснительность соблюдалась в течение всех остальных столетий… Например, пункты о недопущения коррупции, чинопочитания, строго наказывались ложь и обман, уклонение от налогов, защищались права собственности, женщин и детей, было расписано право наследования, актуальными до сих пор остаются и многие другие пункты. Яса продолжает жить в современном Казахстане и сегодня – ее положения изучаются в юридическом образовании страны, а в 17 веке на ее основе был создан собственно казахский правовой свод «Жеты жаргы», адаптированный ко времени и уровню развития общества того времени. Он также входит в обязательную программу обучения будущих казахстанских юристов. Отдельные постулаты Ясы стали концептуальными идеями современного евразийства: полиэтничность, веротерпимость, взаимодействие. В Казахстане эти принципы послужили основой для предложения первого президента РК Н. Назарбаева о создании Евразийского Союза.
Поощрение Чингизханом и золотоордынцами торговли и ремесленничества способствовало переходу кочевнического уклада к оседлости, развитию городов, урбанизации Великой степи. Формирование городов вбирало в себя традиции разных близлежащих географических регионов благодаря рекрутизации их ремесленников, развитию торгово-культурных связей, укреплению возможностей передвижения (ямские службы). В золотоордынских городах формировался собственный культурный тип, вобравший, как писал Г. Федоров-Давыдов, воздействие Средней Азии, Ирана, Закавказья, Крыма, Поволжья. В монументально-архитектурном стиле преобладал мусульманский эстетический канон с его масштабными формами культовых архитектурных строений – выделенным порталом и купольными перекрытиями, в декоре использовалось орнаментальное узорочье, яркие цвета поливной керамики. Широко развивалось декоративно-прикладное искусство, все виды ремесел, что было обусловлено спросом золотоордынской знати и интенсивностью торговых обменов. Собранные здесь из разных мест умелые мастера-ремесленники могли полностью реализовать свои возможности, создавая мастерские и выращивая учеников, обеспечивать постоянный спрос на свои изделия. Формирование золотоордынского стиля опиралось на индивидуальные знания и мастерство ремесленников, вкусы заказчиков и первоначально проявляло синкретичный характер, объединяющий многие внешние факторы влияния. В непростом процессе разных творческих взаимодействий собственно золотоордынский культурно-художественный субстрат только начал формироваться так и не успев достигнуть уровня выраженного устойчивого стиля. Тем не менее, интересно было бы все-таки выявить и дать определение этому явлению в художественном творчестве, как одному из ранних проявлений евразийской глобализации средневекового мира.
В многолетнем споре, кто же является прямыми наследниками исторической эпохи Чингизхана и Золотой Орды важными игроками являются три страны Россия, Татарстан и Казахстан. В каждой из них это наследие выразилось по-разному. В Казахстане до сих пор сохранено особое отношение к чингизидам, потомкам Великого хана Чингиза, представителем которого является почитаемый и сегодня род торе. На его территории размещалась значительная часть Золотой Орды, здесь в районе карагандинской области находится мавзолей старшего сына Чингизхана Джучи. Именно Казахстан, прокламируя наследие Золотой орды –полиэтничность, многоконфессиональность и т.д., стал инициатором проведения всемирного конфессионального курултая, собирая в своей столице представителей всех официальных религий. Создание опять же по инициативе Казахстана Евразийского Союза – это не только экономическая и диалоговая необходимость, но и продолжение исторической традиции объединения в одном пространстве близких по родовым судьбам славяно-тюркских народов.
Одним из главных качеств казахской ментальности является глубокое почитание своей истории и традиций. Обозначение 750-летия Золотой Орды как важной даты для страны связано с возможностью в этот непростой 21 век укрепить свой дух, свою идентичность и веру в будущее, обратившись к славной истории предков. То, что наследие прошлого, неразрывная связь с ним имеет важное духовное значение для казахстанцев, реально подтверждается следующим фактом: в конце -2019 г. в г. Тараз (Южный Казахстан) была полностью реорганизована центральная городская площадь, находящаяся около железнодорожного вокзала. Она была буквально заново выстроена в среднеазиатско-золотордынской традиции – ее окружают здания в том же архитектурно-монументальном стиле с крупными порталами и купольными перекрытиями, декорированные яркой облицовочной плиткой с каноническим орнаментальным узорочьем. В зданиях располагаются краеведческий музей, художественная школа, художественная галерея, другие социально-общественные организации. Ее название «Древний Тараз. Шахристан» . Это неожиданное решение для нового времени еще только осмысливается и пока не получило никаких профессиональных откликов, как хороших, так и отрицательных. Однако, данный пример еще раз говорит о том, как необходимо пристально изучать наследие прошлого, а юбилейная историческая дата позволяет надеяться, что целостное культурологическое исследование духовно-материального культурного наследия средневековой Евразии будет представлено во всей уникальности и полноте ее развития.
Пути глобализации, которыми идет человечество, так или иначе, опираются и на возможности конвергенции разных сторон его жизнеустойчивости. Поэтому не лишним будет обращение к урокам прошлого, из которых, мы все-таки, так и не научились извлекать полезные инструменты своего существования. Вот и сегодня задать вопрос, почему распалась Золотая Орда, или свежий пример Советский Союз (не надо принимать это, как прямое сопоставление), о разрушении которого с сожалением высказывается даже такой волк империализма как Киссинжер, но не только задать, но и ответить, будет, наверно, полезно для нашего общего настоящего и будущего. И, конечно, же, сам процесс формирования средневекового искусства и архитектуры Евразии, в ее синтезе Запада и Востока, участия в нем разных культурных типов представляется полезным и интересным во все еще жизнеспособную эпоху постмодернизма.
Опубликовано в журнале ДИ в 2020г.