Предисловие
ХХ век занимает особое место в истории Казахстана. Именно в ХХ веке казахстанский народ невиданно ускоренными темпами создал фундаментальную науку, яркую и высоко профессиональную культурную среду, развитые структуры индустриальных производств. Система социализма, инициировавшая эти темпы развития, принесшие кроме мощных завоеваний, боль и страдания миллионам людей, в силу двойственности своего характера, не выдержала натиска противоречий - ее распад был определен историей. Но главная миссия периода оказалась выполненной - новые суверенные республики получили качественную базу для своего дальнейшего эволюционирования, органичной интеграции в мировое сообщество.
Один из мифов социалистической идеологии - идея «создания нового на обломках прошлого» - особенно широко муссировалась в культуре. В литературе этого времени часто подчеркивалось, что до революции в Казахстане не имелось своего изобразительного искусства, и его развитие стало возможным только «с победой социализма». В определенной степени это положение было прокламировано статьей академика К.Ф.Юона , опубликованной Известиями ВЦИК (1) в 1934 г. в связи с первой выставкой казахстанских художников в Москве, и затем многократно повторялось в пропагандистских и теоретических статьях, посвященных искусству Казахстана. Доминирование европоцентристского взгляда на развитие культур других и, в особенности, центральноазиатских народов – краеугольный камень социалистической идеологии. Иной, отличающийся по мировоззренческим характеристикам и способам воплощения тип культуры, рассматривался ею как интересный, но все-таки только как этнографический материал.
Развитие изобразительного искусства Казахстана, конечно же, не ограничивалось советским периодом. Именно в ХХ веке, и как антитеза советской идее, и как этап поступательного историко-культурологического движения была выдвинута и практически подтверждена теория о своеобразии и яркости культуры кочевников, создавшей собственную философско–художественную систему, воплощенную в уникальных изобразительных (наскальная графика, фрески, орнаментально-колористические композиции декоративно–прикладного искусства) и пространственных (архитектура, монументальная скульптура) памятниках.(2.) Эта концепция значительно раздвинула горизонтальные и вертикальные параметры изучения культуры Казахстана. Она доказала целостность и преемственность казахской культуры с древнейших времен. Лептой ХХ века в этот эволюционный процесс было введение в систему национальных ценностей изобразительного искусства в его европейских формах – станковые живопись, скульптура, графика, и в конце века - видов современного искусства: перформанс, инсталляция, видеоарт.
Изобразительное искусство Казахстана в кратчайшие сроки прошло путь становления, развития, и достижения высокого профессионализма, при этом отдав дань различным художественным направлениям, мучительно и проблемно созревавшим в других странах.
Причиной этого в целом феноменального явления послужили следующие, на наш взгляд, важные факторы: политическая и ментальная готовность общества к восприятию и переработке новой информации, природный талант народа, активное участие русско-европейской и национальной научно-творческой интеллигенции (3). Важную роль сыграло интенсивное строительство социалистической системой новых институций, способствующих развитию художественного процесса, и возведение научного и художественного творчества в ранг престижных стратегий формирования общества.
Кроме того, так проявились идеи евразийства, получившие к этому времени, говоря языком Вернадского, ноосферный характер, и требовавшие своего реального воплощения.
В настоящем альбоме история изобразительного искусства Казахстана разворачивается в произведениях живописи, графики и скульптуры, формах современного искусства, выполненных в течение недавно ушедшего столетия. В них живет время, еще находящее живой отклик в нашей памяти, который хотелось бы сохранить для будущего.
Альбом имеет пять разделов, на наш взгляд, концентрированно отражающих историческое время и художественно–творческие задачи, соответствующие каждому этапу.
Примечания:
1.К.Ф. Юон: «Дореволюционное искусство Казахстана носило исключительно утилитарный характер и стояло в тесной связи с потребностями несложного обихода кочевой жизни. По форме оно было декоративно–орнаментальным. Традиционными предметами изображения были растения или рога барана.»
Цитируется по записям в архиве Н.С.Мухина.
2. См. труды Л.Н.Гумилева, А.Медоева, К.Байпакова, К. и А. Акишевых, М.М.Ауэзова, Н.Масанова, Е.Турсунова, поэзию и прозу О.Сулейменова,
статьи культурологов А.Кодара, Б.Ибраева, А.Ордабаева, искусствоведов Л.Уразбековой, Б. Барманкуловой, Р.Копбосиновой, К.Ли и др.
3.По данным Н. С. Мухина* ( см. Архив Н. С.Мухина, отдел изобразительного искусства Казахстана Государственного Музея искусств им. А. Кастеева) в дореволюционный период и первые годы советской власти Казахстан с различными военными, научно-исследовательскими экспедициями и личному желанию Казахстан посетило 1664 художника, большинство из которых получило специальное художественное образование в известных учебных заведениях России и некоторых странах Европы. По итогам поездок они издавали альбомы, проводили специальные выставки и даже получали звания: так, например, А.О. Орловский (1777-?) в1839г за полотно «Привал уральских казахов» в1809 был возведен в ранг академика Академии Художеств России.
4. Александр Степанович Орловский, российский художник польского происхождения, был известен в начале ХIХ века своими батальными и жанрово-историческими полотнами. Принадлежал кругу О.Кипренского, дружил с декабристами, высоко, ценившими его творчество ( См. История русского искусства., ст. Яворской Н.В. «А.О.Орловский», стр 471.-486, том VIII, кн. 1)
Орловский также известен своими работами, зафиксировавшими факт участия
Казахских, башкирских и татарских конных формирований в Отечественной войне 1812 года.( В.З.Галиев «Художники ХIХ века о Казахстане». Неопубликованная рукопись). Факт получения Орловским звания академика за указанную работу требует специального исследования. (К.Л.)
*Мухин Николай Степанович.
С 1938 года и до ухода на пенсию работал ответственным секретарем Союза Художников. За все время работы собрал архив об истории развития изобразительного искусства Казахстана, используя данные республиканского архива, газетные и журнальные публикации, беседы с очевидцами, на которые скрупулезно ссылался, вел переписку со всеми, кто мог дать полезные сведения. Архив Н.С. Мухина – уникальное собрание информации об истории развития изобразительного искусства в Казахстане.